Skip to content
Cari Life
Жизнь – приключение Живи ее так, как ты хочешь
Cari Life

Молодёжный онлайн-журнал

Связь с редакцией
  • Страна
  • Работа
  • Учеба
  • Отдых
  • Дом
  • Семья
  • Здоровье
  • Финанcы
Cari Life

Молодёжный онлайн-журнал

12.05.202512.05.2025

Какая она, казахская национальная одежда

Когда мы говорим о казахской национальной одежде, на ум сразу приходят образы ярких, богатых нарядов, которые не только радуют глаз, но и рассказывают нам об уникальной культуре и истории Казахстана. Эта одежда – не просто красивые вещи, это символы национальной гордости, отражающие вековые традиции и образ жизни казахского народа.

Сегодня, казахская национальная одежда продолжает эволюционировать, сочетая в себе традиционные элементы и современные тенденции, что позволяет ей оставаться актуальной и востребованной как в Казахстане, так и за его пределами.

Мужская одежда

Мужская казахская национальная одежда отражает богатые традиции и культурное наследие Казахстана. Она включает в себя такие элементы, как шапан, шалбар-сым и бешмет, каждый из которых имеет свои уникальные особенности, материалы и способы украшения. Эти элементы не только обеспечивали комфорт и защиту в условиях кочевой жизни, но и являлись символами статуса и социального положения. Современные тенденции сочетают традиции с модными веяниями, делая национальную одежду актуальной и востребованной и сегодня.

Шапан (чапан)

Шапан, или чапан, является основным элементом мужской казахской одежды. Это просторный халат прямого кроя с длинными и широкими рукавами. Для шапана используют плотные ткани, такие как шерсть, бархат и шелк. В холодное время года шапан утепляют слоем шерсти или ваты. Шапан имеет свободный крой и может быть украшен вышивкой. Важно отметить, что шапан, как правило, носили несколькими слоями для сохранения тепла. 

Купи

Купи – старинная разновидность мужской верхней одежды у казахов, отличающаяся особым материалом и функциональностью. Основой купи служила свалявшаяся шерсть овец или верблюдов. Сверху ее покрывали бумажной тканью или тонкой армячиной, тканью из шерсти верблюда. Купи была популярна благодаря своей практичности и утепляющим свойствам, что делало ее незаменимой в суровых климатических условиях степи.

Шалбар-сым

Шалбар-сым – традиционные казахские штаны, широко используемые кочевниками. Первоначально шились из верблюжьей шерсти, кожи или замши, сейчас используются более современные материалы, такие как плюш, вельвет и шелк. Штаны имеют свободный крой и кожаные вставки на внутренней поверхности бедра для удобства при верховой езде. Широкие в шагу и поясе, штаны обычно заправляются в сапоги.

Бешмет

Бешмет – верхняя одежда, которую надевают поверх рубашки. Плотные ткани, такие как шерсть, войлок или бархат, используются для пошива бешмета. Зимние варианты могут быть с мехом или толстой подкладкой. Бешметы украшены вышивкой, имеют стягивающий пояс и могут быть повседневными или праздничными.

Аксессуары

Головные уборы включают тюбетейку, калпак и борик. Тюбетейка (такыя) круглая, с вышивкой и орнаментом. Калпак (айыр калпак) – конусообразный головной убор из войлока. Борик – низкая шапка с меховой опушкой. Ее шили из четырех остроконечных клиньев, для опушки брали полосы меха лисы, выдры, волка. 

Традиционная казахская обувь включала высокие сапоги, которые шились из кожи и могли иметь украшения из вышивки или металлических деталей. Они были удобны для верховой езды и длительных пеших переходов. Их носят с войлочными чулками зимой и с мягкой подошвой летом. 

Пояс (кисе) сделан из прочной кожи, украшенный орнаментами и металлическими элементами. Он служил не только для закрепления одежды, но и для ношения небольших предметов, таких как ножны или табакерка​.

Женская одежда

Женская казахская национальная одежда воплощает в себе элегантность, богатство и культурное наследие Казахстана. Каждый элемент одежды, от косетек до узатуй койлек, имеет свою уникальную историю и значение, отражающие социальный статус и возраст женщины. Камзол, как верхняя одежда, и разнообразные аксессуары, такие как головные уборы и украшения, добавляют образу завершенность и красоту.

Косетек

Косетек – это разнообразные по крою платья, которые отличались в зависимости от возраста и социального статуса женщины. Для молодых девушек и женщин шили длинные платья с оборками по низу, что придавало им легкость и изящество. Воротники и рукава были закрытыми, часто украшались роскошной бахромой или каймой. Платья для замужних и пожилых женщин имели свободный покрой без застежек, а цветовая гамма включала более темные и спокойные оттенки, такие как синий или черный​.

Узатуй койлек

Узатуй койлек – свадебный наряд, который имеет особое значение в казахской культуре. Этот наряд состоит из платья-рубахи, камзола и шапана, изготовленных из дорогих тканей, таких как бархат, шелк или атлас. Цвет наряда обычно соответствует роду или региону невесты. Узатуй койлек украшен богатыми вышивками и декоративными элементами, что символизирует удачу и процветание в браке​.

Камзол

Камзол – это традиционная верхняя одежда, которую носили поверх платья. Камзолы изготавливались из плотных тканей, таких как шерсть или бархат, и украшались металлическими пряжками или серебряными пуговицами. Камзолы молодых женщин были ярких цветов и богато украшены, тогда как камзолы пожилых женщин имели более сдержанный декор​.

Шапан (чапан)

Часто зимой казахские женщины носили утепленный шапан (чапан) – халат с теплой подкладкой из шерсти. Этот традиционный вид верхней одежды остается популярным благодаря своей практичности и комфорту. Современные чапаны шьют из красивых и качественных тканей, используя синтепон и другие современные утеплители для дополнительного тепла. Часто подкладка простегивается вместе с верхним слоем, создавая эффектный и стильный вид. 

Головные уборы 

Головные уборы казахских женщин поражают своим разнообразием и уникальностью. Молодые девушки носили небольшие шапочки с хохолками из птичьих перьев. Среди них выделяются несколько типов:

  • камшат борик: оторочен мехом бобра или куницы, украшен пучком перьев филина, павлина или серой цапли, которые считались защитой от злых духов;
  • алтын борик: вышит золотыми нитями;
  • калмар-жан борик: украшен жемчугом и ожерельями.

Особое внимание уделялось свадебному головному убору – саукеле. Этот высокий (до 70 см) конус, украшенный перьями, был символом уважения и предсказания счастливого брака. Чем богаче украшен саукеле золотом, серебром и драгоценными камнями, тем благополучнее считался брак. По бокам головного убора располагались подвески жактау, доходившие до пояса. На затылке изображалась рыбья голова – символ благоденствия. Вуаль с вышивкой прикреплялась к головному убору. Свадебный саукеле женщины носили в особых случаях в течение года после свадьбы, затем – только на большие праздники.

После свадьбы молодые женщины носили шапочки бергек или касаба, а в первые месяцы замужества – шелковый платок желек. Замужние женщины после рождения первенца надевали кимешек из белого коленкора, закрывающий шею, плечи, грудь и часть спины, поверх которого часто носили белый платок шылауыш или тюрбан. Летним головным убором был жаулык из шелка, отороченный мехом. Пожилые женщины предпочитали кундик – головной убор в виде приплюснутого тюрбана.

Обувь

Обувь изготавливалась из мягкой кожи и могла быть украшена вышивкой или металлическими элементами. В зимнее время носили утепленные сапоги с меховой подкладкой.

Летняя обувь имела каблуки и загнутые острые носки. Женщины также носили ботинки и туфли на невысоком каблуке. Обувь изготавливалась из специально обработанных и прочных жил животных. Мастера владели секретами создания рельефной шагреневой кожи, которая высоко ценилась как в Азии, так и в Европе. 

Украшения

Казахские женщины носили множество украшений, таких как ожерелья, браслеты, серьги и пояса, часто изготовленные из серебра и украшенные драгоценными камнями. Эти украшения подчеркивали социальный статус и богатство их обладательниц.

Символика и значения

Казахская национальная одежда несет в себе глубокую символику и играет важную роль в различных ритуалах и обрядах. Цвета, орнаменты и другие элементы одежды не только украшают наряд, но и передают важные культурные и духовные значения. 

Цвета

Цвета в казахской национальной одежде имеют глубокое символическое значение. Например:

  • красный символизирует силу и энергию;
  • зеленый означает надежду и прочность;
  • оранжевый отражает оптимизм и энтузиазм;
  • желтый ассоциируется с духовностью и мудростью.

Орнаменты

Орнаменты на казахской одежде также несут важные символические функции. Традиционные узоры и вышивки передают историю и культуру народа, часто отражая природные мотивы и сцены из жизни. Каждый орнамент имеет свое значение, будь то защита от злых духов или выражение пожелания благополучия и достатка​.

Ритуалы и обряды

Свадебный наряд невесты – узатуй койлек – является одним из самых значимых элементов казахской свадьбы. Этот наряд обычно включает в себя платье-рубаху, камзол и шапан, украшенные богатыми вышивками и драгоценностями. Важной частью свадебного костюма является головной убор саукеле, украшенный перьями, золотыми и серебряными нитями, который символизирует солнце и предсказывает счастливое замужество. 

Национальная одежда играет важную роль в праздновании Наурыза – казахского Нового года. В этот день казахи надевают свои лучшие наряды, демонстрируя культурное наследие и символизируя обновление и начало нового года. Праздничные костюмы часто украшены орнаментами и вышивками, которые подчеркивают красоту и элегантность традиционной одежды​.

Воины носили особую одежду, изготовленную из прочных материалов, таких как кожа и войлок, украшенную символическими орнаментами. Эти наряды не только защищали в бою, но и показывали статус и доблесть воина. В особых случаях, таких как торжественные церемонии или важные сражения, воины надевали самые лучшие и украшенные наряды, чтобы продемонстрировать свою силу и мужество​.

Современное использование и популяризация

В последние годы казахская национальная одежда активно интегрируется в современную моду, сохраняя при этом свои традиционные элементы и уникальные орнаменты. Дизайнеры включают национальные узоры и мотивы в повседневную одежду, такие как пальто, куртки, платья, юбки, костюмы, футболки и даже спортивные вещи. Украшения и орнаменты из национальной казахской культуры придают этим предметам гардероба уникальный и стильный вид, что делает их востребованными среди молодежи и модных энтузиастов.

Одним из примеров современного использования национальной одежды является применение орнаментов на горловинах, воротниках, манжетах и карманах. Это позволяет подчеркнуть изысканный вкус и элегантность, оставаясь при этом верным традициям. Свадебные платья с элементами национальных узоров, выполненные из дорогих тканей, также пользуются популярностью среди казахских невест, сочетая традиционные и современные элементы​.

Казахская национальная одежда завоевывает признание на международной арене благодаря известным личностям, которые носят ее на различных мероприятиях. Например, знаменитый казахстанский певец Димаш Кудайберген часто появляется на сцене в шапане, привлекая внимание мировой аудитории к традиционной казахской одежде. Также популярностью пользуются модели шапанов, названные в честь знаменитостей, таких как «Обама» и «Димаш»​.

Дизайнеры, такие как Айжан Беккулова, представляют свои коллекции на международных фестивалях, демонстрируя казахскую национальную одежду в современном контексте. Например, на фестивале «Этноподиум» в Иркутске была представлена коллекция, включающая казахскую юбку белдемше, что показало гармоничное сочетание традиций и современных веяний​.

Казахская национальная одежда оказывает заметное влияние на мировую fashion-индустрию, вдохновляя дизайнеров на создание новых коллекций с элементами этно. Мировые бренды, такие как Balenciaga, Dior и Louis Vuitton, включают в свои коллекции элементы, вдохновленные казахскими традициями и мотивами. 

Местные казахстанские бренды, такие как Baikonur и Abadan Design, активно продвигают национальные элементы в своей продукции, создавая одежду, которая сочетает современные тенденции и традиционные казахские узоры. Эти бренды становятся все более популярными не только в Казахстане, но и за его пределами, способствуя глобальному признанию казахской культуры​.

Таким образом, казахская национальная одежда продолжает эволюционировать, находя своё место в современном мире моды и завоевывая сердца людей по всему миру. 

Напомним, эволюция казахской культуры касается не только одежды. Ранее мы сообщали, что традиционное казахское гостеприимство конакасы также эволюционировало. 

Страна

Навигация по записям

Previous post
Next post

Нурлан Ахметов

Я очень любопытный и эрудированный. Люблю изучать интересные факты и явления, которыми радостно поделюсь с вами.

Последние публикации

  • Хочешь в Италию? Как получить визу в 2025 году, если ты не из Алматы

    Хочешь в Италию? Как получить визу в 2025 году, если ты не из Алматы

  • Грузия для отдыха: море, еда, горы и душевный сервис без виз и переплат

    Грузия для отдыха: море, еда, горы и душевный сервис без виз и переплат

  • Со скольки лет можно работать в Казахстане

    Со скольки лет можно работать в Казахстане

  • Как стать богатым в Казахстане: 13 привычек миллионеров

    Как стать богатым в Казахстане: 13 привычек миллионеров

  • Востребованные профессии в Казахстане после 11 класса

    Востребованные профессии в Казахстане после 11 класса

  • Где лучше учиться на пилота в Казахстане

    Где лучше учиться на пилота в Казахстане

  • Топ-100 крупнейших компаний Казахстана

    Топ-100 крупнейших компаний Казахстана

  • IT-специалист: где учиться в Казахстане, чтобы им стать

    IT-специалист: где учиться в Казахстане, чтобы им стать

  • Что такое рекрутинг: подробный разбор

    Что такое рекрутинг: подробный разбор

  • Лучшие бесплатные школы Астаны для вашего ребенка 

    Лучшие бесплатные школы Астаны для вашего ребенка 

©2025 Cari Life