Когда мы говорим о казахской национальной одежде, на ум сразу приходят образы ярких, богатых нарядов, которые не только радуют глаз, но и рассказывают нам об уникальной культуре и истории Казахстана. Эта одежда – не просто красивые вещи, это символы национальной гордости, отражающие вековые традиции и образ жизни казахского народа.
Сегодня, казахская национальная одежда продолжает эволюционировать, сочетая в себе традиционные элементы и современные тенденции, что позволяет ей оставаться актуальной и востребованной как в Казахстане, так и за его пределами.
Мужская одежда
Мужская казахская национальная одежда отражает богатые традиции и культурное наследие Казахстана. Она включает в себя такие элементы, как шапан, шалбар-сым и бешмет, каждый из которых имеет свои уникальные особенности, материалы и способы украшения. Эти элементы не только обеспечивали комфорт и защиту в условиях кочевой жизни, но и являлись символами статуса и социального положения. Современные тенденции сочетают традиции с модными веяниями, делая национальную одежду актуальной и востребованной и сегодня.
Шапан (чапан)
Шапан, или чапан, является основным элементом мужской казахской одежды. Это просторный халат прямого кроя с длинными и широкими рукавами. Для шапана используют плотные ткани, такие как шерсть, бархат и шелк. В холодное время года шапан утепляют слоем шерсти или ваты. Шапан имеет свободный крой и может быть украшен вышивкой. Важно отметить, что шапан, как правило, носили несколькими слоями для сохранения тепла.
Купи
Купи – старинная разновидность мужской верхней одежды у казахов, отличающаяся особым материалом и функциональностью. Основой купи служила свалявшаяся шерсть овец или верблюдов. Сверху ее покрывали бумажной тканью или тонкой армячиной, тканью из шерсти верблюда. Купи была популярна благодаря своей практичности и утепляющим свойствам, что делало ее незаменимой в суровых климатических условиях степи.
Шалбар-сым
Шалбар-сым – традиционные казахские штаны, широко используемые кочевниками. Первоначально шились из верблюжьей шерсти, кожи или замши, сейчас используются более современные материалы, такие как плюш, вельвет и шелк. Штаны имеют свободный крой и кожаные вставки на внутренней поверхности бедра для удобства при верховой езде. Широкие в шагу и поясе, штаны обычно заправляются в сапоги.
Бешмет
Бешмет – верхняя одежда, которую надевают поверх рубашки. Плотные ткани, такие как шерсть, войлок или бархат, используются для пошива бешмета. Зимние варианты могут быть с мехом или толстой подкладкой. Бешметы украшены вышивкой, имеют стягивающий пояс и могут быть повседневными или праздничными.
Аксессуары
Головные уборы включают тюбетейку, калпак и борик. Тюбетейка (такыя) круглая, с вышивкой и орнаментом. Калпак (айыр калпак) – конусообразный головной убор из войлока. Борик – низкая шапка с меховой опушкой. Ее шили из четырех остроконечных клиньев, для опушки брали полосы меха лисы, выдры, волка.
Традиционная казахская обувь включала высокие сапоги, которые шились из кожи и могли иметь украшения из вышивки или металлических деталей. Они были удобны для верховой езды и длительных пеших переходов. Их носят с войлочными чулками зимой и с мягкой подошвой летом.
Пояс (кисе) сделан из прочной кожи, украшенный орнаментами и металлическими элементами. Он служил не только для закрепления одежды, но и для ношения небольших предметов, таких как ножны или табакерка.
Женская одежда
Женская казахская национальная одежда воплощает в себе элегантность, богатство и культурное наследие Казахстана. Каждый элемент одежды, от косетек до узатуй койлек, имеет свою уникальную историю и значение, отражающие социальный статус и возраст женщины. Камзол, как верхняя одежда, и разнообразные аксессуары, такие как головные уборы и украшения, добавляют образу завершенность и красоту.
Косетек
Косетек – это разнообразные по крою платья, которые отличались в зависимости от возраста и социального статуса женщины. Для молодых девушек и женщин шили длинные платья с оборками по низу, что придавало им легкость и изящество. Воротники и рукава были закрытыми, часто украшались роскошной бахромой или каймой. Платья для замужних и пожилых женщин имели свободный покрой без застежек, а цветовая гамма включала более темные и спокойные оттенки, такие как синий или черный.
Узатуй койлек
Узатуй койлек – свадебный наряд, который имеет особое значение в казахской культуре. Этот наряд состоит из платья-рубахи, камзола и шапана, изготовленных из дорогих тканей, таких как бархат, шелк или атлас. Цвет наряда обычно соответствует роду или региону невесты. Узатуй койлек украшен богатыми вышивками и декоративными элементами, что символизирует удачу и процветание в браке.
Камзол
Камзол – это традиционная верхняя одежда, которую носили поверх платья. Камзолы изготавливались из плотных тканей, таких как шерсть или бархат, и украшались металлическими пряжками или серебряными пуговицами. Камзолы молодых женщин были ярких цветов и богато украшены, тогда как камзолы пожилых женщин имели более сдержанный декор.
Шапан (чапан)
Часто зимой казахские женщины носили утепленный шапан (чапан) – халат с теплой подкладкой из шерсти. Этот традиционный вид верхней одежды остается популярным благодаря своей практичности и комфорту. Современные чапаны шьют из красивых и качественных тканей, используя синтепон и другие современные утеплители для дополнительного тепла. Часто подкладка простегивается вместе с верхним слоем, создавая эффектный и стильный вид.
Головные уборы
Головные уборы казахских женщин поражают своим разнообразием и уникальностью. Молодые девушки носили небольшие шапочки с хохолками из птичьих перьев. Среди них выделяются несколько типов:
- камшат борик: оторочен мехом бобра или куницы, украшен пучком перьев филина, павлина или серой цапли, которые считались защитой от злых духов;
- алтын борик: вышит золотыми нитями;
- калмар-жан борик: украшен жемчугом и ожерельями.
Особое внимание уделялось свадебному головному убору – саукеле. Этот высокий (до 70 см) конус, украшенный перьями, был символом уважения и предсказания счастливого брака. Чем богаче украшен саукеле золотом, серебром и драгоценными камнями, тем благополучнее считался брак. По бокам головного убора располагались подвески жактау, доходившие до пояса. На затылке изображалась рыбья голова – символ благоденствия. Вуаль с вышивкой прикреплялась к головному убору. Свадебный саукеле женщины носили в особых случаях в течение года после свадьбы, затем – только на большие праздники.
После свадьбы молодые женщины носили шапочки бергек или касаба, а в первые месяцы замужества – шелковый платок желек. Замужние женщины после рождения первенца надевали кимешек из белого коленкора, закрывающий шею, плечи, грудь и часть спины, поверх которого часто носили белый платок шылауыш или тюрбан. Летним головным убором был жаулык из шелка, отороченный мехом. Пожилые женщины предпочитали кундик – головной убор в виде приплюснутого тюрбана.
Обувь
Обувь изготавливалась из мягкой кожи и могла быть украшена вышивкой или металлическими элементами. В зимнее время носили утепленные сапоги с меховой подкладкой.
Летняя обувь имела каблуки и загнутые острые носки. Женщины также носили ботинки и туфли на невысоком каблуке. Обувь изготавливалась из специально обработанных и прочных жил животных. Мастера владели секретами создания рельефной шагреневой кожи, которая высоко ценилась как в Азии, так и в Европе.
Украшения
Казахские женщины носили множество украшений, таких как ожерелья, браслеты, серьги и пояса, часто изготовленные из серебра и украшенные драгоценными камнями. Эти украшения подчеркивали социальный статус и богатство их обладательниц.
Символика и значения
Казахская национальная одежда несет в себе глубокую символику и играет важную роль в различных ритуалах и обрядах. Цвета, орнаменты и другие элементы одежды не только украшают наряд, но и передают важные культурные и духовные значения.
Цвета
Цвета в казахской национальной одежде имеют глубокое символическое значение. Например:
- красный символизирует силу и энергию;
- зеленый означает надежду и прочность;
- оранжевый отражает оптимизм и энтузиазм;
- желтый ассоциируется с духовностью и мудростью.
Орнаменты
Орнаменты на казахской одежде также несут важные символические функции. Традиционные узоры и вышивки передают историю и культуру народа, часто отражая природные мотивы и сцены из жизни. Каждый орнамент имеет свое значение, будь то защита от злых духов или выражение пожелания благополучия и достатка.
Ритуалы и обряды
Свадебный наряд невесты – узатуй койлек – является одним из самых значимых элементов казахской свадьбы. Этот наряд обычно включает в себя платье-рубаху, камзол и шапан, украшенные богатыми вышивками и драгоценностями. Важной частью свадебного костюма является головной убор саукеле, украшенный перьями, золотыми и серебряными нитями, который символизирует солнце и предсказывает счастливое замужество.
Национальная одежда играет важную роль в праздновании Наурыза – казахского Нового года. В этот день казахи надевают свои лучшие наряды, демонстрируя культурное наследие и символизируя обновление и начало нового года. Праздничные костюмы часто украшены орнаментами и вышивками, которые подчеркивают красоту и элегантность традиционной одежды.
Воины носили особую одежду, изготовленную из прочных материалов, таких как кожа и войлок, украшенную символическими орнаментами. Эти наряды не только защищали в бою, но и показывали статус и доблесть воина. В особых случаях, таких как торжественные церемонии или важные сражения, воины надевали самые лучшие и украшенные наряды, чтобы продемонстрировать свою силу и мужество.
Современное использование и популяризация
В последние годы казахская национальная одежда активно интегрируется в современную моду, сохраняя при этом свои традиционные элементы и уникальные орнаменты. Дизайнеры включают национальные узоры и мотивы в повседневную одежду, такие как пальто, куртки, платья, юбки, костюмы, футболки и даже спортивные вещи. Украшения и орнаменты из национальной казахской культуры придают этим предметам гардероба уникальный и стильный вид, что делает их востребованными среди молодежи и модных энтузиастов.
Одним из примеров современного использования национальной одежды является применение орнаментов на горловинах, воротниках, манжетах и карманах. Это позволяет подчеркнуть изысканный вкус и элегантность, оставаясь при этом верным традициям. Свадебные платья с элементами национальных узоров, выполненные из дорогих тканей, также пользуются популярностью среди казахских невест, сочетая традиционные и современные элементы.
Казахская национальная одежда завоевывает признание на международной арене благодаря известным личностям, которые носят ее на различных мероприятиях. Например, знаменитый казахстанский певец Димаш Кудайберген часто появляется на сцене в шапане, привлекая внимание мировой аудитории к традиционной казахской одежде. Также популярностью пользуются модели шапанов, названные в честь знаменитостей, таких как «Обама» и «Димаш».
Дизайнеры, такие как Айжан Беккулова, представляют свои коллекции на международных фестивалях, демонстрируя казахскую национальную одежду в современном контексте. Например, на фестивале «Этноподиум» в Иркутске была представлена коллекция, включающая казахскую юбку белдемше, что показало гармоничное сочетание традиций и современных веяний.
Казахская национальная одежда оказывает заметное влияние на мировую fashion-индустрию, вдохновляя дизайнеров на создание новых коллекций с элементами этно. Мировые бренды, такие как Balenciaga, Dior и Louis Vuitton, включают в свои коллекции элементы, вдохновленные казахскими традициями и мотивами.
Местные казахстанские бренды, такие как Baikonur и Abadan Design, активно продвигают национальные элементы в своей продукции, создавая одежду, которая сочетает современные тенденции и традиционные казахские узоры. Эти бренды становятся все более популярными не только в Казахстане, но и за его пределами, способствуя глобальному признанию казахской культуры.
Таким образом, казахская национальная одежда продолжает эволюционировать, находя своё место в современном мире моды и завоевывая сердца людей по всему миру.
Напомним, эволюция казахской культуры касается не только одежды. Ранее мы сообщали, что традиционное казахское гостеприимство конакасы также эволюционировало.